Скоро в школу. Что нужно знать родителям.

Как быстро летит время!

Еще совсем недавно вы радовались появлению на свет малыша, его первым шагам, словам и поступкам. И вот, он уже скоро станет школьником.

1 сентября! С этим днем у каждого связано светлое и трогательное воспоминание. Рядом с первоклассниками - мамы, папы, бабушки и дедушки - все волнуются. Как там мой? Не испугается ли? Не подкачает? Как сложится его школьная жизнь? Это зависит от того, каким ребенок пришел в первый класс. Это в некотором роде экзамен для всей семьи.

Понаблюдайте, как ученики идут в школу в первый раз. Некоторые из них крепко держатся за мамину руку, а некоторые демонстрируют свою самостоятельность и гордо шагают впереди сопровождающих их взрослых. Но даже этим смельчакам немного боязно. Встречаются и такие малыши, которые долго не могут оторваться от родителей и последовать за учителем в класс.

  • Для ребенка этот день - начало нового этапа в жизни. Учение становится главной его обязанностью. Теперь его поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми будут рассматриваться через призму этих новых обязанностей. В школе детей ждёт интересная, но и очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности. Надо понять состояние внутренней тревоги новичка - очень хочется стать учеником, но уже сложилось понимание (или хотя бы предчувствие) того, что с ученика теперь иной спрос.

Как правило, будущие первоклассники с радостью и нетерпением ждут 1 сентября: их привлекает и внешняя сторона школьной жизни, и то, что теперь они ученики. И самое важное - они хотят учиться. Именно это помогает первокласснику быстро и в большинстве случаев безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения в классе, распорядка дня.

Эта готовность к учению нуждается, конечно, и в родительской поддержке. Если в семье было заложено правильное отношение к учению, дети, поступая в школу, уже достаточно ясно представляют себе, зачем надо хорошо учиться.

Если родители делают упор лишь на формальную готовность ребенка к школе, то его учение может стать отбыванием тяжкой повинности. Запугивание трудностями школьной жизни или неуместная жалость по поводу предполагаемых строгостей могут сделать ребенка беспомощным и растерянным перед требованиями учителя.

Что должен знать ребенок, поступающий в школу.

  1. Общий кругозор:
  • "Фамилия, имя.
  • "Дата рождения.
  • "Возраст.
  • "Как зовут родителей.
  • "Домашний адрес.
  • "В какой стране живет.
  • "Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).
  • "Знание растений.
  • "Знание профессий, видов спорта, транспорта.
  • "Быт людей.
  • "Уметь объяснить закономерности природных явлений.
  • "Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

2. Мышление:

  • "Определение четвертого лишнего.
  • "Классификация, обобщение.
  • "Сходство и различия
  • "Умение решать логические задачи.
  • "Сложение фигур из частей.
  • "Сложение из счетных палочек.
  • "Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

3. Внимание:

  • "Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
  • "Переключение"
  • "Распределение"
  • "Слушать взрослого, не перебивая, не выкрикивая, дослушивая задание до конца.
  • "Выполнять инструкции по подготовке рабочего места и убирать учебные вещи после занятия.
  • "Понимать учебную задачу, поставленную учителем (т.е. могут назвать этапы выполнения и результат работы).
  • "Работать по заданию индивидуально и в группе, не мешая товарищам.
  • "Проверять работу по образцу.

4. Память:

  • "Повтор 10 слов или цифр.
  • "Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).
  • "Пересказ текстов.

5. Математические знания:

  • "Знать цифры (от 0 до 9).
  • "Называть числа в прямом и обратном порядке.
  • "Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
  • "Соотносить цифру и число предметов.
  • "Ориентироваться на листе бумаги в клетку.

6. Речь:

  • "Артикуляция, произношение. Правильно и четко произносить все звуки, говорить спокойно, выразительно.
  • "Отвечать на вопросы и задавать их.
  • "Составлять связный текст по картинкам. Описывать с опорой на иллюстрацию животное или растение.
  • "Сочинять сказки.
  • "Грамматически правильно строить предложение.
  • "Заучивать наизусть стихи, прозу.
  • "Пересказывать небольшой текст.

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевлённое-неодушевлённое.

7. Моторика:

* "Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

* "Уметь чертить прямую линию.

* "Писать печатную букву по образцу.

* "Вырезать из бумаги.

* "Аккуратно клеить.

* "Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.

* "Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.

* "Изготавливать аппликации.

Психологическая готовность детей к школе.

Простейшую проверку психологической готовности могут провести воспитатели, психолог или сами родители. Выясните, умеет ли будущий школьник:

* заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20 - 30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;

* правильно понимать с первого раза простейшие задания. Например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочет);

* действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);

* действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4 - 5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: "кружок - квадрат, кружок - квадрат", а потом самостоятельно с той же скоростью);

* хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия верх - низ, над - под, направо - налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: "три клеточки вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, три вниз" и т.д.);

* ориентироваться в понятиях больше - меньше, раньше - позже, сначала - потом, одинаковые - разные.

 

 

Подготовлена РПМПК



uCoz
Copyright MyCorp © 2024