Скоро в школу. Что нужно знать родителям.
Как быстро летит время!
Еще совсем недавно вы радовались появлению на свет малыша, его первым шагам, словам и поступкам. И вот, он уже скоро станет школьником.
1 сентября! С этим днем у каждого связано светлое и трогательное воспоминание. Рядом с первоклассниками - мамы, папы, бабушки и дедушки - все волнуются. Как там мой? Не испугается ли? Не подкачает? Как сложится его школьная жизнь? Это зависит от того, каким ребенок пришел в первый класс. Это в некотором роде экзамен для всей семьи.
Понаблюдайте, как ученики идут в школу в первый раз. Некоторые из них крепко держатся за мамину руку, а некоторые демонстрируют свою самостоятельность и гордо шагают впереди сопровождающих их взрослых. Но даже этим смельчакам немного боязно. Встречаются и такие малыши, которые долго не могут оторваться от родителей и последовать за учителем в класс.
- Для ребенка этот день - начало нового этапа в жизни. Учение становится главной его обязанностью. Теперь его поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми будут рассматриваться через призму этих новых обязанностей. В школе детей ждёт интересная, но и очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности. Надо понять состояние внутренней тревоги новичка - очень хочется стать учеником, но уже сложилось понимание (или хотя бы предчувствие) того, что с ученика теперь иной спрос.
Как правило, будущие первоклассники с радостью и нетерпением ждут 1 сентября: их привлекает и внешняя сторона школьной жизни, и то, что теперь они ученики. И самое важное - они хотят учиться. Именно это помогает первокласснику быстро и в большинстве случаев безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения в классе, распорядка дня.
Эта готовность к учению нуждается, конечно, и в родительской поддержке. Если в семье было заложено правильное отношение к учению, дети, поступая в школу, уже достаточно ясно представляют себе, зачем надо хорошо учиться.
Если родители делают упор лишь на формальную готовность ребенка к школе, то его учение может стать отбыванием тяжкой повинности. Запугивание трудностями школьной жизни или неуместная жалость по поводу предполагаемых строгостей могут сделать ребенка беспомощным и растерянным перед требованиями учителя.
Что должен знать ребенок, поступающий в школу.
- Общий кругозор:
- "Фамилия, имя.
- "Дата рождения.
- "Возраст.
- "Как зовут родителей.
- "Домашний адрес.
- "В какой стране живет.
- "Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).
- "Знание растений.
- "Знание профессий, видов спорта, транспорта.
- "Быт людей.
- "Уметь объяснить закономерности природных явлений.
- "Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.
2. Мышление:
- "Определение четвертого лишнего.
- "Классификация, обобщение.
- "Сходство и различия
- "Умение решать логические задачи.
- "Сложение фигур из частей.
- "Сложение из счетных палочек.
- "Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
3. Внимание:
- "Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
- "Переключение"
- "Распределение"
- "Слушать взрослого, не перебивая, не выкрикивая, дослушивая задание до конца.
- "Выполнять инструкции по подготовке рабочего места и убирать учебные вещи после занятия.
- "Понимать учебную задачу, поставленную учителем (т.е. могут назвать этапы выполнения и результат работы).
- "Работать по заданию индивидуально и в группе, не мешая товарищам.
- "Проверять работу по образцу.
4. Память:
- "Повтор 10 слов или цифр.
- "Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).
- "Пересказ текстов.
5. Математические знания:
- "Знать цифры (от 0 до 9).
- "Называть числа в прямом и обратном порядке.
- "Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
- "Соотносить цифру и число предметов.
- "Ориентироваться на листе бумаги в клетку.
6. Речь:
- "Артикуляция, произношение. Правильно и четко произносить все звуки, говорить спокойно, выразительно.
- "Отвечать на вопросы и задавать их.
- "Составлять связный текст по картинкам. Описывать с опорой на иллюстрацию животное или растение.
- "Сочинять сказки.
- "Грамматически правильно строить предложение.
- "Заучивать наизусть стихи, прозу.
- "Пересказывать небольшой текст.
Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевлённое-неодушевлённое.
7. Моторика:
"Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
"Уметь чертить прямую линию.
"Писать печатную букву по образцу.
"Вырезать из бумаги.
"Аккуратно клеить.
"Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
"Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
"Изготавливать аппликации.
Психологическая готовность детей к школе.
Простейшую проверку психологической готовности могут провести воспитатели, психолог или сами родители. Выясните, умеет ли будущий школьник:
заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20 - 30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;
правильно понимать с первого раза простейшие задания. Например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочет);
действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);
действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4 - 5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: "кружок - квадрат, кружок - квадрат", а потом самостоятельно с той же скоростью);
хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия верх - низ, над - под, направо - налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: "три клеточки вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, три вниз" и т.д.);
ориентироваться в понятиях больше - меньше, раньше - позже, сначала - потом, одинаковые - разные.
Подготовлена РПМПК